Публикации

«Родословная»

Приходите подивиться, поучиться

Краса, чарующая взор

Открытие природно-археологического зала (статья в газете "Новый путь"

Ибрагимовские курганы

В своей научной работе «НОВЫЕ ДРЕВНОСТИ С ТЕРРИТОРИИ ЮЖНОГО УРАЛА» (авторы Денисов Игорь Васильевич,  Иванов Владимир Александрович, Исмагилов Рамиль Бакирович (Стерлитамак-Уфа) ученые делают выводы, что следует датировать  комплексы некрополей  у села Ибрагимово  конца первой половины XX – начала второй половины XVII вв. до н.э., или, точнее, середины XIX века до нашей эры. Материалы раскопок с дарственной надписью Исмагилова Р.Б. находятся в  МВЦ.

Подземный мир Кзыладыра

Дорогой сердцу каждого его жителя и уроженца Кувандыкский район, оказывается, поистине ценен своими богатствами. Природа Южного Урала постаралась не только над полезными ископаемыми и плодородной землёй, но и оставила для нас свои тайны и сокровища, при встрече с которыми нельзя не удивляться её мудрости.

Ранним утром середины лета, а точнее 24 июля, участники экспедиции, приехавшие из городов Кувандыка, Оренбурга и Челябинска, встретились на краю села Луговское или по-старому Кзыладыр, что в переводе с казахского означает «красные холмы». Это село ещё удивит нас своими загадками, а пока…

Мы ехали долго по пыльным полям, не знакомые друг с другом люди, но очень схожие своей любовью к родной земле и наполненные мечтами о приключениях. Узнав о том, что планируется экспедиция по пещерам Кувандыкского района, оговоренный список участников с девяти человек расширился до восемнадцати, и трое из них, озорных и непоседливых, деток.

Идейными вдохновителями нашего приключения были Калачёв Виктор Павлович - начальник отдела культуры МО Кувандыкский район, Катков Михаил Борисович - старший преподаватель кафедры физической географии Оренбургского Государственного Педагогического Университета и Корвяков Сергей Александрович - геолог, краевед, учитель географии и биологии. Люди подобрались разносторонние, интересные и самобытные, поэтому наша экспедиция  была наполнена шутками, смехом, национальными блюдами, песнями у костров, познавательными беседами и научными спорами.

В первый же день, определившись с местом стоянки на берегу родника с названием Ащибляк, мы решили обследовать ближайшую к нам пещеру «Конфетку».  К великому нашему сожалению над входом в первую расщелину, вымытую по весне в гипсе водами, которая оказалась неглубокой, всего 5 метров, вывески с названием не висело, как, впрочем, и над всеми другими, которые мы будем обследовать потом.  Поэтому, поиск именно запланированной пещеры незаметно перешел в исследование Кзыладырского карстового поля на наличие пещер вообще! Благо в нашей  экспедиции оказался Николай Литвинов, житель Новоуральца, человек, по настоящему влюблённый в свою малую Родину, знающий каждый её уголок.  И, когда первая пещера приоткрыла нам свой тайный мирок, мы поняли, что с этого момента мы все изменились навсегда.

Подземный мир удивил нас своей красотой и опасностью, стены как отполированные, белые от гипса и «Марьиного стекла», блестящие и гладкие завораживают своими узорами. Вперёд шли  спелеологи Анастасия Каткова и Дмитрий Скрипальщиков, мужественные профессионалы подземелий, следом отчаянные мужчины и бесстрашные дети. Когда первые смельчаки вошли в лоно земли, мы поняли, что это приключение - не для слабых духом. Каждые полчаса участники экспедиции были у входа в следующую пещеру.

После десятка тесных и узких пещер, мы случайно наткнулись на вход, скрытый от посторонних глаз кустами черёмухи. Нашей радости не было предела, наконец-то хорошая пещера с большим количеством коридоров, и приемлемой высотой для видеозаписи и работы нашего фотохудожника Антона Захаревича, который приехал ради этих кадров из Челябинска. В этой пещере можно стоять в полный рост и в первом зале даже уместился бы небольшой автобус. Как-то само собой родилось название «Идеальная». Только жаль, что в следующем году, возможно, мы её не встретим или не сможем посетить, т.к. карстовые гипсовые породы, из которых состоят эти пещеры, очень нестабильны, их размывает весенняя и осенняя вода, разрушает мороз.

Полные впечатлениями вы вернулись в лагерь, где нас ждал местный житель - проводник, автор-исполнитель Олег Биманов. Пока нас не было, он выкопал костровище, наколол дров и согрел самовар. Поэтому приготовление плова на костре, за разговорами, заняло немного времени. Наевшись досыта, мы встретили закат, а с песнями у костра и первые лучики рассвета…

Утром, определив маршрут, мы выехали в сторону Голубиного грота. Широко открытая, короткая пещера образует карстовый грот с небольшим озером. Он приветствовал нас вспорхнувшими стаями одичавших голубей живущих в скале. Видимо поэтому он и назван «Голубиным». Как сказал Сергей Александрович Корвяков: «Это потрясающе. Голуби - городские жители, зависимые от людей, по непонятным причинам решили гнездиться в 12 км от близлежащего поселения, да ещё и в скале».

Озеро было пресным и неглубоким, но под нависающим карнизом, состоящим из столбчатых и волокнистых разновидностей гипса, мы обнаружили трещину, уходящую на большую глубину.

Напротив грота Голубиного оказалась удобная для обследования, сквозная пещера, которую я, с гордостью могу сказать, прошла до другой стороны, найдя выход, и выйдя через него. За день нам удалось посетить большое количество подземных галерей, карстовых мостов, колодцев, арок, нашли лежанки и кости диких зверей.

Неотъемлемой частью нашей экспедиции было посещение островерхих  сопок, сложенных разноцветными конгломератами. На склоне одной из них - горы Буркутбай – среди конгломератов встречаются торчащие из земли обломки окаменелых деревьев. Диаметр одного из них достигает 135 см – это самые толстые деревья пермского периода, среди найденных в Оренбургской области. И стоя на вершине этой высокой горы, мы заметили, что под ногами у нас не простая земля, а камушки, напоминающие морское дно. Но откуда здесь морская галька и окаменелые деревья? Как объяснили наши учёные Катков М.Б. и Корвяков С.А., это сложные процессы, произошедшие не за один миллион лет, а за 300! Мы узнали, что на месте нашего района и конкретно этой горы более 300 млн. лет назад было древнее море. Повсюду были вулканы, о чём свидетельствуют многие вулканические образования на горах опоясывающие наш город и район. Из-за высокой температуры и под большим давлением песок с галькой, как бы спаялся, образовав конгломераты, образцы которых уже доставлены в Кувандыкский музейно-выставочный центр. Так же небольшие обломки от деревьев привезены в наш город и будут доступны для просмотра посетителям музея в ближайшее время.

Следующей целью нашего исследования стали рудники, находящиеся недалеко от горы Буркутбай, а точнее под горой Вишневая, в которых в начале прошлого века добывали медный песчаник. Последнее их использование было в двадцатые годы прошлого столетия, но ранее, из меди этих рудников был сделан котел 4-5 века, который находится в фондах Эрмитажа, найденный  в захоронении гунна, обнаруженном в одной из пещер Кзыладырского карстового поля в 1977 году.

Второй день экспедиции подходил к концу, и было принято решение заехать в село Кзыладыр-Луговское пополнить запасы воды. И нашему удивлению не было предела. На одном из сараев мы увидели топливный бак от самолёта, приспособленный для сбора воды. А на дороге лежало каменное колесо, часть мельничных жерновов, из цельного песчаника. С виду обычный камень, сразу был признан исторически ценным экспонатом и был погружен шестью мужчинами в машину. После чего доставлен в Музейно-выставочный центр и сразу введён в действующую экспозицию.

В районом МВЦ планируется это направление показать наиболее полно, чтобы показать уникальность природы нашего района.

К счастью, таких памятников природы на территории района более полусотни. И нам, жителям и ценителям своей родины всегда будет куда съездить, о чём рассказать гостям нашего края. Главное не просто знать, но и помнить о том, что земля Кувандыкского района поистине уникальна своими красотами, тайнами и памятниками природы, созданными природой миллионами лет для того чтобы люди смогли увидеть, ощутить и оценить масштаб творения, не причиняя вреда и не уничтожая.